ЗАЧЕМ?

Если вы коллекционер, ответить на этот вопрос вам ничего не стоит. У вас есть своя система, свои пристрастия, своя, если угодно, болезнь собирательства, лекарства от которой и их цену вы определите самостоятельно. Сопряженные с этим трудности тоже ложатся на вас. Как правило, и интерьер комнаты (пардон, экспозиционного зала) подчиняется вашему всесильному хобби. Если вы только начинаете коллекционировать, и ваши пристрастия еще до конца не сформировались, погрузитесь в стихию “лавки древностей”. Лишние предметы довольно быстро исчезнут, а остальные придут к компромиссу.

А если вы просто жизнерадостный любитель? Если в вашу жизнь волею случая вторгся некий предмет искусства и настоятельно требует внимания к себе? Не идите у него на поводу. Найдите ему место в интерьере, снабдите достойной подсветкой, демонстрируйте гостям и рассказывайте его историю. Поверьте, он легко сможет ужиться с современной мебелью и постерами на стенах, оставаясь при этом изюминкой интерьера.

ЧТО?

Что угодно. От маленького, но гордого шедевра с всемирно известным автографом до фотографии кудрявого прадедушки в кружевном чепчике. Впрочем, и это далеко не предел. Но мы не будем пытаться объять необъятное. И начнем с живописи.

Наше отношение к ней колеблется между почтением и иронией. Сходные чувства испытывает владелец суперсовременного автомобиля при взгляде на экипаж, запряженный тройкой великолепных скакунов. Спору нет, под капотом “лошадей” больше, но так ли они красивы?

Талантливое полотно увлекает не только сюжетом, но и техническими тонкостями письма. К примеру, можно бесконечно удивляться тому, как художнику удалось добиться мерцания лунной дорожки или передать ни с чем не сравнимый мартовский запах тающего снега. Не менее приятно разглядеть каждый мазок, а отойдя, опять удивляться мастерству автора.

Пейзаж – один из наиболее философских жанров. Он способен передавать как реальность, так и фантастическую действительность. Взгляд отдыхает, устремляясь вглубь композиции, а фантазия достраивает то, чего нет на картине. Пейзаж хорош в гостиной. Он настраивает гостей на вдумчивый лад, который легко изменить, переключив их внимание на жанровые сценки – небольшие картины с неяркой цветовой гаммой и забавными сюжетами. Нелишне напомнить, что картины должны быть выдержаны примерно в одной цветовой гамме.

Если ваш интерьер требует смелого, эпатирующего заполнения большой плоскости стены, используйте полотно с абстрактным рисунком. Оно может быть внушительных размеров или, наоборот, отличаться скромными габаритами. Большому полотну “к лицу” узкая рама или даже ее отсутствие. К небольшому нужно подобрать эффектное широкое обрамление.

Наиболее сложный для восприятия жанр – портрет. Его психологическое воздействие очень сильно. Особенно в том случае, если взгляд изображенного человека направлен на зрителя. Самый напряженный диалог между человеком и живописным полотном связан именно с портретом. Все знают, чем закончилась история Дориана Грея, которого погубило созерцание пороков на собственном портрете. Но в то же время портрет может излучать исключительно позитивную энергетику.

Иконы и картины на религиозные сюжеты – непростая тема. Неосвященные иконы и символы других религий могут быть нейтральными, а могут нести в себе такой отрицательный заряд, что ваше существование в доме сделается просто невозможным. Будьте осторожны с непонятными вам живописными сувенирами из экзотических стран.

Другое дело – картины. Реалистичные и почти абстрактные изображения, сусальное золото нимбов, нежные улыбки ангелов периодически входят в моду и должны по замыслу художников способствовать “душ умягчению”. У того же Мопассана в романе “Милый Друг” есть удивительное описание большого полотна в оранжерее: “Среди леса причудливых растений, раскинувших трепещущие, раскрытые, словно руки с тонкими пальцами, листья, на морских волнах неподвижно стоял человек. Это производило потрясающее впечатление. Картина, края которой прятались в живой зелени, казалась черной дырой, прорывом в некую фантастическую и манящую даль. Надо было пристально вглядеться в полотно, и тогда все становилось понятным. Рама надвое перерезала лодку, где, слабо освещенные косыми лучами фонаря, находились апостолы. Один из них, сидя на краю, направлял этот фонарь на приближающегося Иисуса. То было поистине могучее, вдохновенное искусство, одно из тех созданий мастера, которые будоражат мысль и надолго врезаются в память”. Прием необычный, небесспорный, но впечатляющий.

Натюрморт. Его уравновешенное спокойствие вполне можно назвать нордическим. Милые натуралистичные “обманки” никогда не выходят из моды. Это классика кабинетного жанра. Полупрозрачные акварельки, изображающие растительные композиции, хороши в спальне. В идеале натюрморты должны выполняться в общей манере и объединяться сюжетно. В комнату упрямого подростка можно предложить натюрморт-абстракцию как альтернативу постеру. Скорее всего своенравное чадо просто из чувства протеста отвергнет его, но попытаться стоит.

Батальные сцены можно было бы исключить из нашего списка. Но ведь существует некоторое количество любителей этого музейного жанра. Такими полотнами оформляют кабинеты и иногда, как ни странно, спальни. Хотя в качестве источника определенного рода вдохновения – почему бы и нет?
Что касается абстрактных, беспредметных полотен, воспевающих красоту мазка и сочность колорита, то многие, не колеблясь, отнесли бы этот жанр к офисному. Мы же против столь грубого функционального деления живописи. Никто не в силах заранее сказать, какое полотно и где займет определяющее место. Прелесть абстракции еще и в том, что она предоставляет зрителю возможность самостоятельно расшифровывать то, о чем автор даже не подозревал. Она является хорошим цветовым акцентом, способна напоминать и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Сознательно избегая более подробного разговора о живописи (эта тема может увлечь и поглотить сколь угодно много внимания как автора, так и читателя), перейдем к другому, не менее интересному виду искусства – графике.

В отличие от более дорогостоящей живописи, графику легче заменять. Кроме того, ее проще купить, проще повесить, хотя несколько сложнее оформить. Она может стать в помещении декоративной репликой или ироничной, даже эпатирующей деталью – в зависимости от настроения и характера интерьера в данный момент. Преимущество графики перед живописью и в том, что камерное жилое пространство не всегда выдерживает “давления” картин с большими красочными поверхностями, но неизбежно выигрывает от присутствия соразмерных повседневной среде обитания графических листов.
Пропорция, объем, линия, ритм – важные составляющие современного интерьера. Графике присущи те же свойства, за исключением объема. В ней “работают” линия, свет, плоскость, и, наконец, пятно. В отличие от скульптуры графика не формирует пространство, но может создавать самые неожиданные и изысканные пространственно-пластические эффекты, демонстрируя процесс превращения нейтральной среды обитания в динамичный, преображенный художником мир.

Линия изменяет жизнь плоскости листа окончательно и бесповоротно. Уникальность рисунка или гравюры в том, что пространственная фантазия создается легко и точно (хотя легкость эта, конечно, кажущаяся). Стоит лишь вспомнить величественные фантазии Пиранези и Галла Бибиена. Графический печатный лист, умело включенный в интерьер, способен превратиться в организованный архитектором “пролом” в стене с выходом в иное измерение или, наоборот, подчеркнуть плоскость.

Стилистически продуманный интерьер требует от аксессуаров тщательности и выверенности. Например, подборка старинной графики с видами городов и природных ландшафтов органично вписывается в классическую или неоклассическую обстановку. Минималистский интерьер также неплохо воспринимает графику. Свободная, раскованная пластика линий, ритмические построения, имитации иероглифов и композиции из геометрических фигур – вот “язык”, на котором художник-график может общаться с архитектором, предпочитающим минимализм.

Всевозможные карты, схемы и планы в оформлении помещений – не новость. Они никогда не выйдут из моды. Рекомендуются вечным романтикам, которые старательно прячутся под непроницаемой скорлупой реалистов и циников, но, оставаясь наедине с собой, в замкнутом мирке кабинета, предаются мечтам, глядя на старинную карту полушарий или на свою собственную Швамбранию.
Гравюры, офорты кажутся более отстраненными, чем классический рисунок, поскольку их созданию предшествует некий технологический процесс. На вид они тяжелее и строже рисунка, поэтому определять место для такого рода произведений нужно не менее внимательно, чем для живописных полотен. Гравюры и офорты хороши в офисном помещении – они не столь капризны в отношении стиля интерьера.

И наконец, несколько строк о постерах. Постер как большая, многократно тиражированная фотография лишен аромата уникальности. Может находиться где угодно, поскольку способен изображать что угодно. Из задушевного разговора с хозяином магазинчика постеров (в то время, когда они только-только начали появляться в столице) мы выяснили, что потребитель любит родные пейзажи, припорошенные снегом морды волков и “ню”. С тех пор многое изменилось. Возник интерес к подлинно художественной фотографии. Помимо этого, у каждого есть шанс сделать свой постер. При нынешнем уровне фотографической техники и печати большеформатных фотографий никому не запрещено самостоятельно сделать уникальную работу и с гордостью повесить ее на стену своего жилища.

Но все это лишь плоскость. Перейдем к объему. То есть к скульптуре. По уровню активного воздействия на интерьер с ней вряд ли что-нибудь сравнится. Скульптура, предполагающая круговой обзор, несомненно, подчеркнет сильные и слабые стороны пространства. Далеко не каждый интерьер подойдет для экспонирования крупных форм скульптуры, ведь чтобы выявить все ее достоинства – выразительность объемов, игру света и тени, фактуру, – требуется нейтральное окружение. Приверженцев станковой скульптуры в частном интерьере крайне мало, ведь такой экспонат нуждается в “музейной” обстановке. Скульптуру часто делают на заказ под конкретное помещение – зал, студию или нишу. Для этого важно, чтобы скульптор работал “в тандеме” с архитектором или тесно общался с заказчиком. Ошибка может стать фатальной: скульптура превратится в “пылесборник”, отнюдь не радующий глаз.

Гораздо легче с малыми формами. Декоративная мелкая пластика, скажем кабинетная бронза или чугунное литье (например, каслинское), органично вписывается в камерное жилое пространство. Небольшие изделия можно разместить в обычных витринах или на полках. Имеются в виду фарфоровые статуэтки, этническая скульптура или современные произведения. Мелкую пластику можно выставлять вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства – редким или коллекционным фарфором, стеклом, камнем. Один киевский художник создавал целые “семейки” забавных гротескных фигурок из бронзы, для которых по его замыслу не требовалось витрин. Они сидели, стояли, лежали в разных уголках комнаты. И можно было экспериментировать, составляя из них колоритные группки. Некоторые сидели свесив ножки с каминной полки. Другие спали на письменном столе, выполняя одновременно функции пресс-папье. Таким образом художник сближал человека и декоративное произведение, отбирая у последнего ореол выставочной исключительности.

Вообще, прикладное искусство в интерьере – тема для особого разговора, ибо отделить зерна от плевел, посетив выставку, невозможно. Многие художники уверяют, что их произведение исключительно интерьерное, хотя при взгляде на него совершенно невозможно представить себе жилье, в котором оно могло бы находиться. Эти вещи при всей внешней “домашней” атрибутике (декоративная посуда и утварь) порой чересчур самодостаточны.

КАК?

Проблема экспонирования произведения не снимается, если волею судеб вы не принадлежите к славному союзу коллекционеров и не владеете обширным собранием живописи, графики, скульптуры или нумизматики. Вам все равно потребуется отстраненный и непредвзятый взгляд человека, способного оценить не красоту одной отдельно взятой картины, а композицию и идею экспозиционного пространства в целом. Попробуйте стать куратором и оформителем своего жилища. Как куратору вам предстоит разработать концепцию домашней выставки, подобрать произведения и продумать принципы экспонирования. То есть самостоятельно ответить на те вопросы, которые уже были обозначены в этой статье. Как оформитель вы определяете, с помощью каких композиционных и технических средств будут размещаться и освещаться экспонаты.

Квартира в данном случае рассматривается как сумма выставочных площадей. Среди них есть выигрышные и не очень. А есть и вовсе “глухие”, кажущиеся безнадежными. Начните с них. В таких зонах нет (или почти нет) естественного света. Нет возможности обеспечить достаточный отход от картины и ее сохранность (температурно-влажностный режим).
Всем этим условиям удовлетворяют выигрышные экспозиционные зоны. Не стоит огорчаться, если их в доме мало. Тем тщательнее будет ваш выбор и тем большее удовольствие вы получите от решенной задачи.

ПРАВИЛЬНОЕ ЭКСПОНИРОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ?

Живопись и графика. Живопись не особенно боится прямого солнечного света, но все же лучше его избегать. Старинные полотна, слегка потемневшие от времени, покрытые несколькими слоями лака, под прямыми солнечными лучами будут выглядеть просто черными бликующими пятнами. Не говоря уж о том, что красочный слой в силу неизбежных процессов старения неравномерно выгорает и разрушается. Оптимальный вариант – искусственная подсветка или в крайнем случае скользящий естественный свет. Так что если окна выходят на юг или юго-запад, лучшими экспозиционными зонами будут боковые западные и северо-западные стены. Южная и юго-западная стена подойдут, если окна глядят на восток. При окнах, выходящих на север, допустима любая развеска картин и графики, даже напротив окна. Неслучайно художники еще в прошлые столетия предпочитали студии окнами на север. Такое положение дает ровное студийное освещение.

Графика, принт, фотография требуют остекления, которое защитит их от механических повреждений, пыли, влаги и выцветания. Стекло предпочтительно подбирать безбликовое – матовое или матированное, – тогда восприятию произведений не будут мешать непредвиденные блики.
Скульптура и мелкая пластика. Для крупных форм требуется такое сопутствующее оборудование, как подиумы, порой довольно сложных конструкций, и подсветка. Систему подсветки располагают либо по периметру подиума, либо выше скульптуры. Возможно совмещение обоих способов. От принципа освещения зависит эффект восприятия скульптуры. Направленным светом можно подчеркнуть те или иные объемы, выступы, углубления, грубую фактуру (материала, лепки). Лампы с реостатами позволят регулировать яркость освещения, менять впечатление от одной и той же работы.
Для хранения и демонстрации небольшой скульптуры подойдут подиумы, высота которых не превышает одну треть произведения. Но если у вас есть какая-то редкая вещь, подиум может быть значительно выше нее. Только учтите: этот вариант экспонирования подойдет для одной-двух вещей. В противном случае ваша витрина будет напоминать склад подставок, среди которых затерялись произведения. Если вы предпочли обойтись без подставки, между скульптурой и твердой поверхностью надо проложить мягкую ткань – фланель, низковорсовый бархат, мягкий лен. Это предохранит от травм и произведение, и поверхность полки (пола).

ВЫБОР РАМЫ И ПАСПАРТУ

Некоторые полотна не требуют обрамления. Некоторые рамы, в свою очередь, хороши сами по себе. Смелое решение интерьера допускает наличие этих объектов по отдельности. Но если вы традиционалист, будет лучше, если они дополнят друг друга, не вступая в противоречие.

Рынок рам и багетов в настоящее время огромен. Самые дорогие и пафосные – деревянные. Дуб, орех, тик, махагон – вот далеко не полный перечень материалов. Деревянная рама может быть гладкой, профилированной, резной. Она способна сама представлять собой произведение искусства. В старину труд резчика и позолотчика почитался не менее чем ремесло художника. Позолоту для рам стали использовать давно, что во многом связано с символикой золотого цвета – условного и роскошного. Именно нейтральность золота отделяет иллюзорное пространство картины от конкретного жилого пространства. Для классической живописи лучше всего выбрать именно такую торжественную позолоченную раму – с гипсовой лепниной или резную.
Пластиковые рамы порой довольно успешно имитируют деревянные, отличаясь от них легкостью и дешевизной. Алюминиевые профили выполняются матовыми или блестящими, а также со структурной поверхностью, словно обработанной металлической щеткой. Багет из алюминия очень подойдет для современного интерьера, подчеркнет экспрессию линий, выразительность цветового пятна.
Развеска графики, как уже говорилось, невозможна без стекла. Немецкая фирма NIELSEN производит специальное безбликовое стекло Clear color с измененным углом преломления света. Это первый вид стекла с абсолютно прозрачным микропокрытием, благодаря которому не отражается свет. Кроме того, применяют матированное стекло, изготовленное путем нанесения на поверхность микронасечек.

Для защиты от внешнего воздействия на произведения служат также паспарту (от французского passe-partout – проходит всюду) – картонные рамки для картинки, портрета и т. п. Они изготовляются порой из весьма дорогих видов картона. Паспарту подчеркивает красоту рисунка и гармонизирует его цветовые взаимоотношения с плоскостью стены. Для качественных паспарту музейного уровня выпускают специальный цветной картон Bainbrige (фирма NIELSEN). Есть специальная серия картона той же фирмы с черным срезом Black core. Для антикварных произведений существует серия Teichert с белыми и цветными срезами, предлагаются и специальные тканевые паспарту. Заслуживает упоминания Alphamat artcare – единственная в мире коллекция специальных консервационных картонов для паспарту, абсорбирующих загрязнители воздуха и предохраняющих рисунки и документы на бумаге от преждевременного старения.

СПОСОБЫ РАЗВЕСКИ

Для экспонирования живописи и графики целесообразно приобрести единый комплект, состоящий из развесочной конструкции и системы подсветки. В комплект входят алюминиевый профиль, лески или стальные тросики и крючки. Белый алюминиевый профиль нужной вам длины фиксируется на пластиковых шайбах. Затем при помощи скользящих крючков или втулок на нем закрепляется прочная леска, практически невидимая на стене. Картины подвешиваются на леске или тросике с помощью особых крючков с винтами. Винты могут фиксироваться на разной высоте, что позволяет легко менять местоположение картины. Вместо лески можно использовать стальной тросик, который выдерживает тяжесть до 15 кг. Система профилей, по которым легко скользят крючки, дает возможность свободно передвигать картины в стороны и вверх-вниз, не травмируя стены.

Эффективные системы экспонирования картин для частных домов предоставляют фирмы OMGA (Италия), CASSESE (Франция), DANLIST (Дания), BIEDEMANN и NIELSEN (Германия), CRAFT и FLETCHER (США). Самый лучший вариант для частной выставки – так называемый комплект одиночной подвески, включающий в себя штыри, тросики для одиночных работ, токопроводящую шину, в которой скрыта проводка для подсветки, и галогенные лампы индивидуального освещения. С помощью этого современного комплекта вы сможете грамотно и эффектно представить даже одну-единственную дорогую вашему сердцу картину.

информация с сайта http://www.stroymarket.info

Pin It on Pinterest

Share This